Новый шаг в эволюции книги

Просвещение, или Читалка с подсветкой


  • Источник: Digit.ru
  • Автор: Евгений Козловский, 13.11.2012
  • Опубликовано с разрешения автора

Евгений Козловский

«Ворчалка» № 219. С появлением самых первых e-Ink-читалок едва ли не главной стала проблема подсветки экрана. Странное дело: вроде бы бумажные книжки люди читают столетиями, но проблема их освещения никого особо не занимала.

Onyx Boox i62ML Aurora

Разной цены, размеров и возможностей планшеты очень сильно потеснили читалки на электронных чернилах (e-Ink). Но они пока сопротивляются, и один, на мой вкус, из ярчайших тому примеров, — Onyx Boox i62ML Aurora.

От недавно описанной мной читалки ONYX BOOX I62M Capitan NEMO («Ворчалка» «Капитан Немо»), она отличается одной, но весьма концептуальной, способностью.

Ее экран даже не то что бы подсвечивается. Он — горит.

Известное дело: с появлением самых первых e-Ink читалок (для меня, да и для многих в мире, первой была Sony PRS-500) едва ли не главной стала проблема подсветки экрана. Странное дело: вроде бы бумажные книжки люди читают столетиями, но проблема их освещения никого особо не занимала. Читали при свечах или лучине, у торшеров, у настольных лампочек. Предприимчивые производители устраивали даже специальные лампочки-прищепки для чтения книг. Их даже продавали в самолетах.

Но до появления e-Ink-читалок никто на это внимания не обращал. Отчасти, может быть, потому, что электронная бумага, особенно поначалу, была заметно неконтрастнее бумаги бумажной.

Но главное, думаю, все же не в этом. А в том, что люди недоумевали: как же так? Электронный гаджет — и не светится?! Мы же привыкли, что даже крохотульки от Palm, пусть тусклым зеленым огнем, — а светились. Непорядок! Не-у-доб-ство!

Подсвеченный экран Авроры

Первым делом, как это обычно и бывает, в ход пошли старые приспособления. То есть те самые лампочки-прищепки. Когда они были «сетевыми», оказывалось, что удобнее купить торшер. Когда «батарейные», выходило, что их надо подзаряжать (менять батареи) чуть ли ни вдесятеро чаще, чем подзаряжать саму читалку. Это было мало что неудобно, — антиконцептуально! Но главным тут было другое: света таких лампочек категорически не хватало для яркого, комфортного освещения электронной бумаги. То есть как-то ухитряться, порою наклоняя лампочку туда-сюда, было можно. Но комфорта не ощущалось совсем.

Помнится, я написал колонку, в которой сравнивал десяток моделей китайских «книжных» лампочек, которыми торговали у нас, причем в обстановке заметного дефицита. Одна такая, купленная по случаю, до сих пор лежит нераспакованная в ящике стола. Другая, приобретенная в самолете, была забавна тем, что автоматически раскладывалась. Но света, увы, давала даже меньше своих конкуренток.

Тогда народ стал пробовать налобные, «шахтерские», светодиодные пулы. Но, увы, и они комфорта не обеспечивали.

Естественно, производители не могли пройти мимо столь заметной проблемы. Как ее решали китайцы (и решали ли вообще, — хоть, вроде, и должны были), — прошло мимо меня. Но Sony, вместе со своей второй моделью e-Ink читалки, PRS-505, выпустила обложку, в которую встроила подсветку. Это была эдакая… толстенькая страничка из оргстекла, которой можно было накрыть экран и включить светодиодики. Их свет распространялся по пластику и падал на текст. В переплете обложки пряталась парочка батареек, или аккумуляторов, то есть энергия собственно «книжного» аккумулятора на подсветку не расходовалась. Свежих батарей хватало часов на сорок горения.

Поначалу это решение показалось гениальным. Я даже не стал менять свою PRS-505 на следующую, более прогрессивную, модель, — исключительно из-за «горящей» обложки. Но по мере пользования обнаруживались и недостатки.

Во-первых, освещение хоть и позволяло читать, было все-таки тускловатым. Глаза (во всяком случае, мои) утомлялись никак не меньше, чем от мерцания коммуникаторных экранов. Во-вторых, — пластиковый светильник мгновенно заляпывался пальцами, и по прошествии недолгого времени покрывался царапинами. На скорость это, конечно, не влияло, но людей вроде меня раздражало безмерно.

Да и вообще: вся конструкция казалась какой-то усложненной… утяжеленной (подолгу держать книжку в одной руке становилось невыносимо). В общем — неизящной.

И Sony пошла дальше: выпустила, спустя где-то год, еще одну модель читалки, PRS-700, встроив подсветку уже не в обложку, а в основной экран, и без того прикрытый добавочным, пальцечувствительным, слоем. От этого экран на свету стал сильно менее контрастным, подсветка светила не намного сильнее, чем прежняя вставка в обложку, а батарея, которая в этой модели стала общей и для книжки, и для ее подсветки, дохла просто мгновенно, часа, помнится, за четыре. И в результате PRS-700 не пошла.

И как раз к этому времени и распространились планшеты. Они, правда, слепли на солнце, зато были достаточно яркими что при тусклой люстре, что в полной темноте спальни.

Новые e-Ink-читалки с разными вариантами подсветки выходить продолжали, но сравниться им по яркости с планшетами не удавалось до самого последнего времени. Например, у весьма популярной в Штатах (да и в мире) читалки от Barnes & Noble: Nook Touch with GlowLight, подсветка мало того что вялая, почти как у PRS-700, так еще и раздражающе видны у верхней кромки светодиоды.

И вот — повторюсь — Onyx Boox i62ML Aurora. Я даже толком не знаю, к чему у нее можно придраться в смысле подсветки. Она очень яркая, чуть голубоватая (мечта, если б ее тон можно было менять на слегка желтоватый, но боюсь, что на сегодняшнем уровне технологии это нереально) и для меня, любящего яркую освещенность, идеальна на максимуме. Многие же, по слухам, предпочитают в большинстве случаев освещенность снижать, особенно ночью. Включается/выключается подсветка элементарно и очень удобно: длительным нажатием на центральную нижнюю кнопку.

Сравнение экранов при выключенной подсветке. Капитан Немо (слева) и Аврора (справа)

Конечно, за все приходится платить. Во-первых, хотя светящаяся накладка по сравнению с той, первой, из обложки для PRS-500, стала на порядки тоньше и совершеннее (следов пальцев не остается, царапин не возникает, поверхность слегка на ощупь рифленая), — она несколько снижает четкость и контраст текста, когда выключена.

Но если в каком-то конкретном случае кажется, что тускловато, — никто не мешает включить подсветку. На мой вкус, хуже от этого не становится. И даже становится лучше.

Далее: подсветка жрет батарею. Но не так, как на PRS-700: здесь ее хватает часов на восемь, если не на двенадцать, — это при постоянной работе (а редко кто читает столько времени подряд) и на максимальной яркости. То есть, хватает примерно на столько же, как у большинства планшетов и/или коммуникаторов. А ведь мы уже привыкли жить с ними и ставить их на подзарядку в конце рабочего дня.

Ремешок на руку

Правда, управление подсветкой вызывается исключительно из настроечного экрана, через кнопку MOON Light Control (именно так, ЛУННЫЙ свет, называется подсвечивающая пленочка), и представляет собой простой «бегунок» яркости. Через «читательское» контекстное меню подсветку можно только включить/выключить, что является мало что излишним дублированием: это можно сделать и долгим нажатием на центральную кнопку. Приходится закрывать книгу, идти в настройки, листать их на вторую страничку и регулировать яркость. А потом — снова вызывать читаемую книгу.

Даже странно, что столько сделали, чтобы книжка стала рекордсменкой в своем классе (даже прицепили на карабинчике к обложке ремешок на руку), — а чуть-чуть покопаться в софте поленились.

Впрочем, лично меня, любителя подсвечивать все по максимуму, этот недостаток задел не особо. Я Авроре очень порадовался.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции