Внимание! Приглашаем Вас пройти небольшой опрос для улучшения качества продукции ONYX.
Новый шаг в эволюции книги

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги)


  • Источник: pikabu.ru
  • Автор: HansKristian, 13.02.2019
  • Опубликовано с разрешения автора

Извиняюсь за, возможно, чрезмерное наукообразие последующего текста. С детства я был большим занудой; с тех пор жизнь меня так и не переделала. Школьные олимпиады, а затем – конференции, симпозиумы, фуршеты и банкеты оставили неизгладимый отпечаток на образе мыслей. :)

Теперь – к делу.

В наше время разнообразных электронных девайсов появились и специфические мобильные устройства для разных возрастных категорий, то есть для пожилых людей и детей.

С девайсами для пожилых людей ситуация более-менее понятна: их ассортимент ограничен "бабушкофонами" - мобильными телефонами с крупными кнопками и крупным шрифтом на экране.

Устройства для детей более разнообразны, хотя и нельзя назвать их ассортимент в каждой отдельно взятой категории широким.

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

На изображении – детский планшет, детский «мобильник», детская электронная книга (о ней поговорим подробнее), детская Bluetooth-колонка и детские смарт-часы со встроенным трекером.

Но начну с того, какие требования могут предъявляться к детским мобильным устройствам.

1. Цена должна быть более-менее "гуманной". Надо учитывать повышенную вероятность того, что устройство может быть потеряно или разбито.

Конечно, бывают случаи, что родители дарят своим чадам последнюю модель айФона, но это - экстрим; да и, как известно, "у богатых свои причуды".

2. Устройство должно иметь удароустойчивый корпус или чехол, который будет смягчать удары. Ну, с этим всё понятно.

3. Устройство должно иметь более-менее компактные габариты. Всё-таки это - дети!

4. Устройство должно быть доступно по управлению для своей возрастной категории. В этом отношении могут быть разные градации: для дошкольников - одни требования, а даже для младших школьников - уже совсем другие.

5. Для некоторых родителей важно, чтобы у них был полный контроль над устройством (права администратора), а чтобы у детей его не было.

Специалисты, работающие с детскими коллективами, видимо, добавили бы и ещё одно требование: чтобы этим устройством ребёнок не мог нанести вред себе или другим детям (скруглённые углы и т.п.). Но для внутрисемейного применения устройства это требование не столь обязательно.

Этот список пожеланий (в общем-то, очевидных) я привёл для того, чтобы далее проверить соответствие им того устройства, которое на время попало в мои руки (детская электронная книга). То есть, сейчас на время перейдём от общего к частному.

Началось всё с того, что одна хорошо знакомая дама попросила помочь ей выбрать электронную книгу для ребёнка - старшего дошкольника.

В принципе, электронная книга с экраном на «электронной бумаге» в этой семье уже когда-то была и оставила этой даме очень хорошие впечатления. Экран – похож на настоящую бумагу, не напрягает зрение и не бликует. Но вот беда – экран там хоть и похож на бумагу, но на самом деле – стеклянный, и после неудачного падения та электронная книга прекратила своё существование; ибо использовалась без чехла.

На вопрос, не рановато ли такому мелкому ребёнку уже покупать электронную книгу, дама ответила, что сначала она сама будет читать ребёнку сказки и рассказы с этой электронной книги; а уже потом «завещает» её целиком ребёнку, когда он освоит чтение в совершенстве.

С психологической точки зрения это очень важно, чтобы взрослые читали книжки детям, а не заменяли их на аудио-книжки.

Аудио-книжки никогда не смогут объяснить ребёнку по ходу сказки, что наличие трёх голов у дракона – оптимально с точки зрения долгой и успешной его жизни и карьерного роста; поскольку потребление ресурсов возрастает незначительно, а эффективность обороны и нападения возрастает в три раза, при этом охватывая угол обороны на все 360 градусов. :)

После недолгих поисков в и-нете я выяснил, что в природе уже существует специализированная детская электронная 6-дюймовая книга под названием ONYX «Моя первая книга», «цена вопроса» - 9500 руб. без червонца. По формальным признакам может быть отнесено к верхней части бюджетного сектора.

Далее после покупки она попала ко мне на некоторое время на предмет разобраться, «что к чему» в ней.

Пользуясь случаем, расскажу об этих своих изысканиях.

Начну с того, почему я её счёл пригодной для детей.

По техническим характеристикам она оказалась на уровне «добротного середнячка» в классе «взрослых» книг, но с ярким «детским» оформлением и обложкой в комплекте (почему наличие обложки особенно важно, я уже рассказал).

Упаковка сделана в светлых тонах с разноцветной графикой в виде стилизованных букв начала алфавита:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

В обложке «читалка» выглядит так:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

Если обложку открыть, то выглядит эта конструкция так:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

Все органы управления и разъёмы доступны без извлечения ридера из обложки. Внимание! Надо сразу просить ребёнка никогда не доставать его оттуда (для сохранности).

Внутренняя сторона крышки обложки – серого цвета. Серый - хороший цвет, на нём грязь меньше заметна, чем на белом и чёрном. Но иллюзий всё равно питать не стоит!...

В закрытом состоянии передняя сторона обложки «прилипает» к ридеру за счёт встроенных магнитиков. Благодаря им же ридер «засыпает» при закрытии обложки и «просыпается» при открытии (и делает это быстро).

Вид корпуса с обратной стороны:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

В целом конструкция соответствует «канонам» построения электронных книг.

Из новомодных «фишек» в технической части надо отметить 4-ядерный процессор (наконец-то они добрались до «читалок», когда цена таких процов снизилась до копеек); а также возможность регулировки цветовой температуры подсветки (а вот это – действительно интересно!).

Функциональность – традиционная; по большому счёту – близкая к той, что принята практически у всех современных читалок.

Вкратце об этом:

Экран, как уже упоминалось, - сенсорный. Если ребёнок уже знаком с планшетом или смартфоном, почти всё ему здесь будет «как родное». А если ещё не знаком, то как раз получит необходимые навыки по работе с сенсорным экраном.

Кроме собственно чтения, работают словари (хотя это, скорее, «на вырост»), смена типа и размера шрифта, подключение сетевых библиотек. Размер шрифта можно менять посредством сенсорного экрана, «раздвигая» или «сжимая» страницу двумя пальцами.

Из удобств очень понравилась сенсорная регулировка яркости подсветки (в плане её простоты). Для этого достаточно во время чтения провести пальцем вдоль правого края экрана вверх или вниз (т.е. вызывать движки регулировки подсветки не надо, хотя это и возможно).

Экран в этой читалке имеет возможность регулировки цветового тона. Эта возможность осуществляется применением в подсветке «тёплых» и «холодных» светодиодов, с раздельной регулировкой яркости светодиодов каждого типа.

Это – полезная функция сразу по нескольким причинам.

Начнём с того, что в интернете пугают вредом синего излучения для зрения (пересказывать не буду, но возможно, что это – правда, хотя бы частично).

Для уменьшения уровня синего излучения достаточно установить более «тёплый» тон подсветки, при котором снижена интенсивность синего цвета и повышена – желтого. Но главное, как и в любом хорошем деле, - не перестараться. :)

Кроме того, как ещё один полезный вариант, регулировка цветового тона подсветки позволяет подстроить цвет подсветки под цветовой тон внешнего освещения. В этом случае страница электронной книги выглядит наиболее естественно.

И всё перечисленное «работает» при условии, конечно, что вообще будет необходимость включить подсветку (а при достаточном уровне внешнего освещения подсветка просто не нужна).

Чтобы показать, как «работает» регулировка цветовой температуры подсветки, приведу три фотки при разных положениях движков «холодного» и «тёплого» тона:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

Есть ли проблемы при чтении книг?

В явном виде проблем нет; ридер понимает практически все мыслимые форматы книжных файлов сразу «из коробки».

Но есть два формата, которые не очень подходят для этого ридера (хотя и открываются без проблем). Эти форматы – DJVU и PDF, в которых обычно распространяются книги в виде отсканированных страниц.

Дело в том, что это – «жесткие» форматы, и просто взять и увеличить размер шрифта в них невозможно. В результате выглядеть на 6-дюймовом ридере текст может мелковато. Лучше не скачивайте такие книги из «свободных источников», а купите нужную книгу по-честному в «правильном» книжном формате (mobi, fb2 и т.п.) в книжных онлайн-магазинах. Дети – это наше будущее!

«Главная» страница этой электронной книги выглядит примерно так, как большинстве электронных книг, и привыкнуть к работе с ней будет не сложно:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

В нижней ленте меню «быстрого вызова» поместились не все её иконки. Не поместившаяся в видимую часть ленты иконка «настроек» вызывается стрелкой вправо.

Особенность настроек книги – можно перейти в «упрощенный» режим с уменьшением количества значков ленты «быстрого вызова»:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

Этот режим будет полезен для «начинающих» читателей, так как несколько уменьшит шансы «запутаться» в менюшках устройства.

Если говорить о дополнительных возможностях этой электронной книги, то в ней возможна установка дополнительных приложений (книга ведь на Андроиде!).

И вот в этом отношении можно бросить производителю упрёк, что этот вопрос не получил чёткого разъяснения в документации для пользователя; поскольку установка приложений без магазина Play Google – это тот ещё аттракцион.

Мне пришлось над этим поработать, используя, в том числе, метод «проб и ошибок»; и, в конце концов, удалось установить несколько приложений, которые нормально работают на чёрно-белом экране.

Далее на двух скриншотах – изначальный список приложений, и он же - после моей «доработки»:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

С добавленными приложениями:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

Теперь посмотрим на набор книг, имеющийся на свежекупленном ридере (скрин сделан с экрана компьютера, чтобы всё поместилось):

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

С точки зрения художественной литературы претензий нет – прекрасно представлена «классика» отечественной детской литературы.

Но ребенок постоянно находится в процессе знакомства с окружающим миром, а никаких познавательных книг здесь нет!

Тут пришлось ещё немного потрудиться, и залить несколько познавательных книг «для затравки»:

Мобильные устройства для детей - какие они (на примере электронной книги) Гаджеты, Дети, Родители, Электронные книги, Читалки, Длиннопост, Психология

Итак, завершаем экскурс по «читалке».

Для чтения книг в любых форматах «читалка» пригодна сразу и без «шаманства».

По софтовой части можно оставить всё, «как есть»; но можно и доработать.

В наборе приложений электронной книги не предусмотрено никаких занимательных игр. За авторов софта эту работу выполнил я, хороший. А заодно нарыл и «дозалил» стопочку познавательных книг.

Теперь снова повернёмся от частного к общему, т.е. к детским гаджетам как таковым.

Со стороны взрослых, кроме умеренного подхода к ним, существуют и два «крайних» подхода.

Первый – ретроградный: никаких гаджетов детям не надо, они только их портят! И даже неважно, кто кого портит – дети портят гаджеты, или гаджеты портят детей; или все портят всех. :)

Но, уважаемые родители, детям ведь жить не в средневековье! Уметь пользоваться электронными девайсами – сейчас такой же необходимый для жизни навык, как уметь читать и писать.

Другой подход – противоположный, «прогрессистский»; когда детей чуть ли не в принудительном порядке приучают к электронным устройствам и интернету (безопасность детей в интернете – особый вопрос, он в этой статье вообще никак не поместится).

Но компьютерная игра никогда не заменит игру в футбол с мальчишками во дворе, а прекрасная графика в 3D-играх – не заменит реальной красоты лесов, рек и гор.

Итак, помогать детям осваивать гаджеты надо, но без фанатизма. Применительно к рассмотренной электронной книге я бы сформулировал эту мысль так: электронная книга для ребенка не должна использоваться ВМЕСТО настоящей книги с большими красивыми картинками, но вполне может использоваться ВМЕСТЕ с ней.

Отдельный вопрос – об устройствах, которые могут отслеживать положение ребенка в пространстве (смарт-часы с трекером; или же смартфоны с установленным соответствующим приложением). Этот вопрос - наиболее сложный в психологическом отношении.

И без того сейчас за детьми сейчас полно контроля. У входа школы (детсада) – охрана, пришел в школу – родителям автоматически уходит об этом СМС-ка; ушел из школы – родителям тоже СМС-ка; пошел в туалет… нет, об этом пока ещё СМС-ки не информируют. :) Мне, как выпускнику советской ещё школы, этот прогресс кажется несколько диковатым.

Тем не менее, при установлении доверительного контакта с детьми подобные устройства (с отслеживанием) имеют право на существование.

Если родители смогут объяснить ребёнку, что трекер работает для его же блага и безопасности, а не для концлагерного контроля (шаг в сторону – расстрел!), то это повысит спокойствие родителей, не напрягая психологически детей. Аналогичным образом, например, тургруппы стараются информировать «большую землю» о том, где они находятся.

А если же доверительного контакта с ребёнком не будет, то в результате ребенку может быть нанесена психологическая травма с последующим его самообучением по уходу из-под родительского контроля.

Вот такие мысли о всяком-разном меня посетили, пока я вертел в руках эту зелёную «железячку». Пока что я только пытаюсь осилить теорию вопроса о детских гаджетах, поскольку сам я нахожусь в отношении общения с детьми в пространственно-временной паузе: собственный ребенок уже вырос, но внуков пока ещё нет.

На этом – всем спасибо за внимание!